Выпуски
05.06.2012 > Горожанин №54

    Зачем крутится "Русская рулетка" или жизнь Стандарта раскрытия информации

     Этот текст написан для тех, кто согласен, что единственным действенным способом защиты от мошенников является бескомпромиссная открытость расходования средств (а вообще - принятия решений) и бескомпромиссная ответственность за принимаемые решения. Следует, конечно, помнить, что это, как говорят математики, обязательное, но не единственное условие борьбы со злуопотреблениями, коррупцией или воровством и одновременно защиты добросовестных работников.

     Анализ Стандарта проведён по следующему плану:
     1. Что будет, если ничего не делать?
     2. Как выглядит «идеальная система?
     3. Что мешает переходу в «идеальную систему»?
     4. Какие действия необходимо предпринять, чтобы преодолеть препятствия и перейти к «идеальной системе»?

1. Что будет, если ничего не делать

     В силу различных причин сфера ЖКХ оказалась весьма закрытой с точки зрения финансовых потоков, циркулирующих в ней. Не прекращающаяся концентрация финансовых и других ресурсов в руках недобросовестных лиц – условие формирования и укрепления того, что назвают мафией.
Жилищный кодекс РФ в ст. 162 сделал первую попытку раскрыть куда, кому и за что идут деньги граждан. Однако его формулировка была настолько удачной для управляющих организаций, что пришлось вносить поправку: стандарт раскрытия информации устанавливает Правительство РФ. Правительство РФ выпустило первую редакцию Стандарта, которая оказалась настолько удачной для управляющих организаций, что пришлось вносить поправки. Эти поправки оказались настолько удачными для коррупционеров, что вызвали волну негодования. 
     Какая ошибка сделана законодателями и закреплена Правительством? 
     Если они понимали, что делают, то они исходили из чисто популистских представлений, что возмущение граждан грабежом в социальной сфере можно снизить путём введения чиновников-контролёров. Хотя, скорее всего, сказалась элементарная неграмотность, подкреплённая безответственностью за принимаемые решения. На сегодня нечёткие формулировки Стандарта, нерасторопность Минрегиона привели к коррупционному давлению, прежде всего, на независимые жилищные объединения граждан и добросовестные управляющие организации. Созданы условия для расправы с теми должностными лицами, которые не устраивают местную администрацию, так как неоднозначные, противоречивые и расплывчатые формулировки Стандарта позволяют разорить штрафами любую организацию, лишить возможности заниматься профессиональной деятельностью их руководителей. Ожидаемое следствие этого - рост монополизма, а вместе с ним необоснованный рост платежей и поборов с жителей.
     Действующий Стандарт имеет явный необоснованный и криминалогенный элемент, доступный любому вопрошальщику: размеры фондов ЖСК и ТСЖ. Зачем кому-то знать размер резервного фонда некой организации или сколько ЖСК обесценивает денег, собирая их как бы на капитальный ремонт? Потребителю – должно раскрываться, а для отморозков (вне зависимости от рода занятий) – прямое указание у кого забирать деньги.
 
2. Как выглядит «идеальная система»

     Принимая Жилищный кодекс РФ, законодатель должен был учесть, что отношения, связанные с управлением многоквартирными домами, по своей сути являются агентским договором, характеристики которого даны Гражданским кодексом. В ч. 2 ст. 1008 определено, что агент (управляющая организация) должен представлять принципалу (то есть жителю – плательщику) отчёт с доказательствами сделанных расходов. 
     Такими доказательствами, если следовать Налоговому кодексу РФ, инструкциям по бухгалтерскому учёту могут быть (если потребитель не захотел слушать "сказки" председателя и ревизора управляющей организации) только оригиналы первичных документов: договоры, акты сдачи-приёмки работ, платёжные документы и т.д. То есть документы, которые позволяют однозначно определить насколько законно, кому, сколько и конкретно за что были заплачены мои деньги. Деньги читателя, кстати, тоже. 
     Глубина раскрытия информации должна определяться исходя из целей раскрытия: проверка обоснованности расходов, определение возможности оптимизации и снижения расходов, создание условий для развития конкурентной среды. Последнее тоже может вести к снижению расходов жителей.

     Раскрываемая информация должна быть доступна трём категориям лиц: 
     - потребителям, как названы в последней редакции Стандарта плательщики за коммунальные услуги (и ресурсы) конкретного дома, 
     - действующием и потенциальным управляющим и обслуживающим организациям, 
     - любым остальным лицам (физическим и юридическим) или "неограниченному кругу лиц".

     Про интерес потребителя, я думаю, написано достаточно. Интересы управляющих организаций разные. Я забочусь о добросовестных, готовых предложить жителям конкурентновыгодные предложения. Это же относится и к обслуживающим организациям. 
     Трудно переоценить эффективность публичности действующих или предлагаемых условий, в первую очередь, цен. Их знание позволит оценить не только, сколько стоят работы (услуги), но и предположить величину откатов и воровства у любителей чужого. Но об этом ниже.
     Наконец, обязательный элемент – "остальные" граждане». Их участие представляется мне, как, может быть, самое большое достижение Стандарта (правда, если внимательно прочитать последнюю редакцию, то их, похоже, вычеркнули из процесса, сделав бесправными получателями информации). Среди пользователей интернета найдётся 5 процентов, которые, например, заинтересуются и раззвонят везде, где можно, что есть в Москве гражданин  Сухин, который председательствует в нескольких ТСЖ. Не сомневаюсь, что это на законном основании. Но, всё же интересно, кто этот активный руководитель. Я вижу его качестве автора статьи о работе ТСЖ. Наверняка, он может поделиться опытом работы. А если это произойдёт, то, по меньшей мере, частично задача Стандарта выполнена.
     Почему я считаю, что открытость информации есть средство защиты добросовестных председателей правления станет понятно, если представить, что к такому человеку пришли с предложением "от которого нельзя отказаться". Председателю не надо героически вставать на защиту общих деньги. Он может сказать "отдаю всё, но вы должны знать, что завтра, независимо от моей воли, об этом станет известно всем". Не так много бандитов в разной одёжке решится подтвердить свои требования.

3. Что мешает переходу в «идеальную систему»

     Я назову три главных причины трудностей перехода в «идеальную систему»:
     - патернализм жителей, вера в то, что кто-то защитит их интересы. Возможно, выросшие при советской власти так и не ответят на вопрос «сколько раз вас надо обмануть, чтобы вы перестали верить, что о вас кто-то, кроме вас самих готов заботиться?"»;
     - недостаточная грамотность и более чем достаточная безответственность чиновников, принимающих участие в формировании Стандарта и его внедрении;
     - сопротивление коррупционных сил, которое в настоящий момент я не считаю определяющим.

4. Какие действия необходимо предпринять, чтобы преодолеть препятствия и перейти к «идеальной системе»

     Самое сложное препятствие, конечно, менталитет жителей. Жители уже успешно ломали сопротивление коррупционеров (см., например, http://www.gorodmoy.su/gorozhanin/61/ ), но для рассматриваемого случая нужно понимание, организация и обязательно - желание. В этом направлении можно только рассчитывать на просветительскую деятельность, создание и пропаганду положительных примеров.
     Работа с чиновниками более простая, но не менее хлопотная. Необходимо стимулировать руководителей обратить внимание на проблему и заставить учесть опыт применения Стандарта, обобщение которого только начинается. Необходимо разъяснить позиции и сформировать мнение сообщества, я имею в виду не только правильно ориентированных руководителей ЖСК и ТСЖ, но активных жителей. Это мнение должно быть донесено в конструктивной форме до законодателей и правительства.
     Наконец, сопротивление коррупционных сил может быть преодолено, если движение за раскрытие информации станет достаточно массовым. 
     А теперь бонус для дочитавших – экспресс-анализ раскрытия информации и работы ЖСК города Москвы. Я умышленно не указываю названия ЖСК, так как сегодня не это главное.
     Анализ проводился по информации, размещённой на портале www.dom.mos.ru . Ни один ЖСК или ТСЖ, среди просмотренных, не поместил информацию в требуемом объёме (см.  www.gorodmoy.su/gorozhanin/86 ) . Но и то, что можно увидеть, даёт повод для размышления и действия.
     К наиболее часто встречающимся недостаткам можно отнести следующие.
Протоколы, заключения и другие документы оформлены неправильно или показывают, что готовившие их руководители недостаточно грамотны. Например, ЖСК принимает решение о выборе управляющей организации, хотя это компетенция общего собрания собственников помещений в МКД. 
     Многие ЖСК необоснованно считают себя действующими по Жилищному кодексу, хотя для этого надо иметь в собственности 100 процентов помещений дома. Ни один из «старых» ЖСК не удовлетворяет этому требованию.
     В связи с тем, что портал работает в тестовом режиме, управляющие организации не имеют права ссылаться на него как на место раскрытия информации.
     А теперь про коррупцию. Я нашёл только один ЖСК, смета расходов которого не вызывает больших вопросов. Но этот ЖСК управляет домом сам. И в его «обслуге» нет местного ДЕЗа. А вот если обслуживание осуществляет ДЕЗ, то со сметой начинают твориться дивные вещи: подъезды подметают каждый рабочий день, камеры мусоросборников моют каждый рабочий день, пол, стены, потолок кабины лифта - почти каждый день. Если прикинуть по объёму работы, то в будни уборщиков в доме больше чем жителей. Для последних в смете бывает поблажка: на удовлетворение их потребностей (заявок) на ремонт общего имущества дома выделяется по 1-2 миллиона рублей с хвостиком. Порой в смете появляются объекты, которые не являются общим имуществом дома, например, расширительные баки.
     Подарком для налоговой инспекции может быть указание доходов, например, от сдачи помещения в аренду. Это – коммерческая деятельность. Перевести её в некоммерческую, то есть без налоговой базы на прибыль, можно, если знать как. Не уверен, что такая деятельность оформлена правильно. А если оформлена правильно, то информация по ней может попасть под закон о коммерческой тайне. Так что, можно её рискнуть не раскрывать.

     Заканчивая эту статью, я надеюсь, что в следующий раз можно будет привести более подробный разбор того, какая информация и в каком виде должна быть доступна для раскрытия. 
     И делюсь новостями по району Зябликово. Жители начали обращаться в ДЕЗ с просьбами поделиться информацией, что делает ДЕЗ в их домах. После просьб идут с жалобами в жилищную инспекцию. Похоже, что, не смотря на пять лет, которые были у Управы Зябликово и ДЕЗа, учёт работ по каждому дому так и не был организован. 

Алексей Терёхин

 
Архив  >
Фотографии