Выпуски
27.10.2013 > Горожанин №71

Резолюция
Круглого стола на тему: «Местное самоуправление в городе Москве: состояние и перспективы развития»
   (извлечение) 

   
       17 июля 2013 года фракция КПРФ в Московской городской Думе провела Круглый стол по проблемам местного самоуправления в Москве.
        В обсуждении приняли участие депутаты Государственной Думы РФ, Московской городской Думы, муниципальных собраний, Мэра Москвы, Департамента территориальных органов исполнительной власти, Департамента городского имущества города Москвы, Ассоциации территориальных общин, Комитета защиты прав граждан (КЗПГ), инициативных групп.
    Не прибыли на заседание Круглого стола приглашенные представители Министерства юстиции РФ, Контрольно-счетной палаты города Москвы, Департамента финансов, Управления по обеспечению деятельности мировых судей города Москвы.
     Основная цель мероприятия - проанализировать состояние местного самоуправления в городе Москве, выработать меры по его совершенствованию.
     Участники Круглого стола пришли к выводу о несовершенстве модели  местного самоуправления в Москве, сдерживающей инициативу и творчество  москвичей в вопросах развития территорий. Концепция развития местного самоуправления в Москве у властей отсутствует. Меры городских властей по совершенствованию местного самоуправления, в т.ч. Закон города Москвы от 11 июля 2012 года № 39 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы», носят показушный, декларативный характер.    Закон города Москвы от 25.11.2009 года № 9 «О гарантиях осуществления полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в городе Москве» не содержит правовых норм, закрепляющих гарантии трудовых прав депутатов. Предоставление субсидий из городского бюджета на поощрение муниципальных депутатов накануне выборов Мэра Москвы  выглядит как подкуп и желание обеспечить их лояльность  во время выборов.
      Избыточная концентрация  муниципальных полномочий на городском уровне и причисление их к разряду государственных  является следствием злоупотребления городскими властями правом на установление особенностей организации местного самоуправления в городе федерального значения согласно статье 79 Федерального Закона № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»,  а следовательно, ставит под сомнение соответствие положений данной статьи Конституции РФ.
                
Участники Круглого стола предлагают:

      1. Сформировать рабочую группу при фракции КПРФ в Московской городской Думе по развитию местного самоуправления в Москве (Курбаков К.И.);
      2. Утвердить Меморандум «Десять шагов навстречу местному самоуправлению»  (о возрождении  местного самоуправления в Москве);
      4.  Просить фракцию КПРФ в Московской городской Думе разработать в нести в Думу проект Закона города Москвы «О первичных организациях местного самоуправления в Москве»; 
      3. Обратиться к депутатам Государственной Думы Российской Федерации с просьбой о направлении запроса в Конституционный Суд Российской Федерации на предмет проверки соответствия статьи 79 Федерального Закона № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»  Конституции Российской Федерации.

      Настоящую резолюцию направить Президенту РФ и его полномочному представителю в ЦФО, Мэру Москвы,  в Государственную Думу РФ, Советы депутатов в муниципальных образований города Москвы, Министерство юстиции РФ, Департамент территориальных органов исполнительной власти, Департамент финансов, Департамент городского имущества города Москвы, Управление по обеспечению деятельности мировых судей города Москвы, Контрольно-счетную палату города Москвы, кандидатам в Мэры Москвы, СМИ.

 

Меморандум
«Десять шагов навстречу местному самоуправлению»
(извлечение)


        Конституцией Российской Федерации определено, что единственным источником власти в стране является народ (статья  3).
       Конституцией Российской Федерации гарантировано местное самоуправление на всей территории страны (статья 12).
       Конституцией Российской Федерации определено, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно (статья 131).
      Однако местное самоуправление в Москве  угнетено и подавлено исполнительной властью, о чем свидетельствуют следующие обстоятельства:
    - прямое волеизъявление граждан путем референдума не проводится с 1993 года. Избирательная система на муниципальном уровне не работает. Муниципальные избирательные комиссии самостоятельно не провели ни одних выборов в муниципальных округах. Они не финансируются из местных бюджетов,  контролируются и управляются из управ и префектур;
-из муниципальных округов местные полномочия изъяты и находятся у исполнительной власти города (53 отраслевых департаментов, управлений, комитетов, 11 префектур, 125 управ районов). Аппарат органов исполнительной власти в городе в 300 раз больше представительной и муниципальной властей районов и города вместе взятых;
     - муниципальная собственность в муниципальных округах конфискована и находится в распоряжении исполнительной власти города с 1993 года, распродаётся ею. Исполнительная власть лишила муниципальные округа земли, недвижимого имущества, жителей многоквартирных домов  - придомовой территории, чердаков, подвалов. Местные налоги и сборы, минуя бюджеты муниципальных округов, зачисляются в городской бюджет. Бюджеты  муниципальных округов составляют 0,03% от бюджета города Москвы;
   -в муниципальных округах, где имеются органы местного самоуправления и их администрации, исполнительная власть создала еще и районные управы, что привело к   двоевластию: управа района и совет депутатов. В каждом из  районов города Москвы  имеется три «Главы»: муниципального округа, администрации, района. На уровне административных округов представительная власть вообще отсутствует, вся власть узурпирована Префектурами. Территориальное деление на административные округа и районы не соответствует историческому делению Москвы;
     -первичные органы территориального общественного самоуправления (ТОСы домов, кварталов, микрорайнов)  «вытоптаны» исполнительной властью. Взамен ТОСов насаждаются жилищные объединения из собственников жилья в виде ТСЖ, советов домов, которые не могут осуществлять в интересах всех жителей  управление домами, а тем более территориями в микрорайонах.
       Несовершенство модели местного самоуправления в Москве объяснятся необходимостью сохранения  единства городского хозяйства и единства бюджетной системы города. Однако советский и мировой опыт свидетельствуют о надуманности этой аргументации. Лондон, Нью-Йорк, Париж, Берлин и другие мегаполисы имеют четкое разделение городского и муниципального управления с соответствующими бюджетами.
      Главным аргументом против расширения муниципальных полномочий исполнительная власть, в частности, считает необходимость градостроительной деятельности в интересах города. При этом почему-то не объясняются причины неисполнения Правительством Москвы требований Закона города Москвы от 25 июня 2008 года N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" в части разработки и утверждения плана реализации Генерального плана города Москвы, выполнения в соответствии с Генеральным планом города Москвы городских программ в области развития, реорганизации, комплексного благоустройства территорий, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также проволочки в разработке с 2010 года Правил землепользования и застройки города Москвы и др.
    Создание градостроительных условий, благоприятных для устойчивого экономического и социального развития города Москвы, для осуществления городом Москвой функций столицы Российской Федерации может быть решено путем утверждения Законом территориальных и отраслевых схем развития города Москвы. При этом будут соблюдены права муниципальных образований (муниципального округа) по принятию Генеральных планов в округах, Правил землепользования и застройки, а также в полном объеме будут соблюдены права жителей муниципальных образований  на публичное обсуждение  градостроительных проектов.
    Необходимость возрождения местного самоуправления в Москве объясняется следующими причинами:
1.Борьба с коррупцией. Сращивание бизнеса и власти  с районного до городского уровня уже никем не отрицается. Количество «коррупционных кормушек»  увеличивается, «черный нал» и «откаты» процветают, средние размеры взяток увеличиваются, должности продаются, инвестиционные проекты лоббируются, конкурсы и аукционы по  строительным контрактам, подрядам и закупкам различных материалов, лекарств и др. в большинстве случаев носят фиктивный характер (объем госзакупок составляет около 600 миллиардов в год).
2. Сокращение штатов чиновников  территориальных органов исполнительной власти. Изменения территориального устройства города предполагают ликвидацию префектур и управ районов.  Расходы в 2012 году на содержание аппаратов префектур, управ районов составили 7,27 млрд. руб.
3. Совершенствование системы учета мнения населения при принятии управленческих решений. В результате злоупотребления правом в последнее


время москвичи столкнулись с угрозами:  выселения за МКАД,  жить на обочинах хорд, рокад и магистралей, стояния в «пробках», застраивания парков и ежегодной вырубки 100 тысяч деревьев, уничтожения объектов культурного наследия, сноса гаражей, засилья коррупции и платности в медицине, образовании и властных коридорах, обнищания по причине роста налогов и  штрафов, тарифов на услуги, цен на товары и др.
   Сегодня перед москвичами выбор: либо перестать быть манипулируемым  электоратом, либо смириться с беспределом тех, кто уже перешел все границы в борьбе за власть.
   К каким принципам самоуправления мы стремимся?
    Самоуправление не может быть «спущено сверху», а может быть рождено жителями в процессе самоорганизации.  Задача возрождения самоуправления должна решаться системно и комплексно. Поиск решения этой задачи    должен быть в рамках общенациональной  модели  перехода от государства, которое управляет народом, к государству, которое служит своим гражданам. Гражданин и государство  при этом - равнозначные субъекты права. Государство подчинено Обществу. Общество оставляет за собой право легитимным путем заменить режим госуправления (устройство власти в городе, районе) на любом этапе его существования, если функционирование государства (города, района)  не обеспечивает в полной мере принципов, заложенных в Конституции (Уставе города, муниципального образования). Несоответствие функционирования государства (города, района)  условиям, наложенным на него обществом, устанавливается  референдумом.
    Механизм управления обществом должен выстраиваться снизу вверх -путем делегирования части властных полномочий нижних структур верхним. При этом любая управленческая структура ответственна не перед верхней, а перед нижней, делегировавшей ей часть своих полномочий. 
      Поскольку власть в развитом обществе формируется исключительно путем делегирования властных полномочий (в ходе самоорганизации системы самоуправления) снизу вверх, высшие должностные лица страны, регионов, районов подотчетны своим избирателям. Ежегодные отчеты выборных должностных лиц перед народом (жителями) публикуются в средствах массовой информации.
   Деятельность всех выборных лиц в период их полномочий (мэра, руководителя муниципального образования, депутатов,  руководителя контрольно-счетного органа, руководителя районной милиции), в т.ч. мировых судей, должна периодически оцениваться путем референдума, опроса избирателей, с использованием для этих целей  дней голосования на выборах разных уровней. Неудовлетворительная оценка работы должностного лица, выявленная на референдуме, опросе, является основанием для судебного разбирательства о результатах работы с применением мер наказания согласно закону. Разбирательство о неудовлетворительной работе судьи, выявленного по результатам тайного голосования избирателей, производится представительным органом власти.
 
Что мы можем сделать в Москве сами?
       Жизнеустройство в городе должно быть принципиально иным, чем определяется в действующем Уставе города и законах. Москвичам навязали порядок: деньги-власть-деньги. К власти пришли люди с рыночной психологией, позиционирующие себя «эффективными менеджерами».
       Самоуправление возрождается в целях вовлечения жителей в управление территориями для удовлетворения материальных, нравственных и экологических потребностей москвичей. Все потребности должны удовлетворяться не одна за счет другой, а одновременно - каждая на научно обоснованном уровне.
  В деле развития самоуправления имеются трудности. Статья 79 Федерального Закона № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает особенности организации местного самоуправления в Москве, согласно которым перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований города федерального значения определяются законами  города Москвы. В настоящее время Законы города Москвы фактически лишают Советы депутатов муниципальных округов в «старой» Москве реальных полномочий. Однако после присоединения к Москве новых территорий уникальность ситуации такова, что в столице два городских округа и 19 сельских поселений располагают всей полнотой полномочий, перечисленных в ФЗ-131. Таким образом, от доброй воли законодателя - Московской городской Думы – зависит, какие муниципальные полномочия будут отнесены к государственным, какими  наделят муниципальные округа.
     При решении вопроса о полномочиях следует исходить из того, что    москвичи – единственный легитимный носитель власти в городе. Мэр Москвы  и Московская городская Дума обладают лишь делегированной (снизу-вверх) ограниченной властью.  Мэр – не господин, а слуга москвичей. Поэтому полномочия в городе должны передаваться не сверху  вниз, а наоборот – снизу вверх. Совет депутатов муниципального округа может передать исполнение своих полномочий в органы исполнительной власти города Москвы по результатам референдума.
   Немаловажный вопрос о тех, кто пишет законы. 97% законов Москвы разрабатывается исполнительной властью. Получается так, что она сама себе пишет законы.  Правительство (исполнительная власть) не должно участвовать в процессе законотворчества. Дело исполнительной власти – исполнять. Чиновник должен быть наемным служащим, законодательно лишенным права принятия содержательных решений.
 
      Что предлагается для совершенствования модели местного самоуправления?

 Шаг 1. Привести  территориальное деление Москвы в соответствие с историческими границами. 

Шаг 2. Перераспределить полномочия между городом и муниципальными округами, выровнять бюджеты на воссозданных муниципальных округах.

Шаг 3. Перевести работу депутатов  муниципальных образований на профессиональную основу.      

Шаг 4. Содействовать формированию органов власти, предусматривающих одного руководителя в районе.

Шаг 5. Содействовать формированию территориальных общин - первичных организации местного самоуправления.

Шаг 6. Содействовать совершенствованию  муниципальной избирательной системы.

Шаг 7. Содействовать формированию муниципальной милиции.

Шаг 8. Содействовать формированию контрольно-счетных органов в районах.   

Шаг 9. Содействовать  переходу к  выборности мировых судей.

Шаг 10. Содействовать формированию общественных контрольных органов. 

 
Архив  >
Фотографии